Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Читаю книги о войне

ЧИТАЮ! ПОМНЮ! ГОРЖУСЬ!

Уважаемые пользователи!

С каждым годом все меньше остается тех, кто мог бы рассказать о том, какой ценой завоевана Победа. Память о самой страшной в истории нашего народа войне хранят книги. Читая их, мы понимаем, что этого забывать нельзя.

Перед вами список самых знаменитых, самых важных, самых значимых книг о героическом подвиге советского народа в годы войны.

Каждая прочитанная книга – ваш вклад в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне.

война

11. Быков В. В. Альпийская баллада : [повести] : [12+] / Василь Быков. - Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2015. - 317, [3] с. - (Лучшие книги о войне).

Советский военнопленный Иван Терешка и итальянка Джулия совершают побег из фашистского концлагеря и вместе спасаются от преследования. У них было три дня, три коротких дня, наполненных любовью и надеждой на спасение. Три почти мирных дня, вместивших в себя целую вечность и подаривших невообразимое счастье бежавшим из плена узникам – белорусу Ивану и итальянке Джулии. Иван погибает, а чудом выжившая Джулия навсегда сохраняет в сердце любовь к этому человеку.

Василь Быков по праву занимает место в первом ряду писателей фронтового поколения. Жесткость ситуаций, предельная правда в отображении психологии «человека на войне», точность в деталях – все это отличает прозу белорусского писателя-фронтовика.

Из рассказа Василя Быкова:

«Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах.
Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей.
Однажды мы заняли какой-то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка замерла на окраинной улочке. И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая, черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке, она перебирала взглядом лица бойцов в машине и отрицательно вертела головой.
– Кто есть Иван – спрашивала она.
Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она разыскивала.
Мы спросили, какого именно Ивана она разыскивает. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбёжки военного завода она бежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, голодные и раздетые, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.
Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я написал всё то, что вы прочитали в “Альпийской балладе”».
Повесть автор называет балладой. Баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё-таки баллада альпийская: в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге побеждает всё: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть
Любовный сюжет в «Альпийской балладе» обогатил повесть, и он неотделим от истории побега. Любовь в этой повести составляет её пафос, её очень важную мысль, и в литературе о войне немного найдёте страниц, в которых бы с такой силой рассказывалось о зарождении и развитии любви – самого высокого, чистого и естественного человеческого чувства – в самых нечеловеческих условиях.
На время читатель забывает о том, при каких обстоятельствах встретились и полюбили друг друга герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жестокой реальности. Вокруг них – сказочная красота: великолепие природы, луга альпийских маков, солнечный свет и тепло. Светлый пейзаж символизирует одухотворённость, чистоту и святость чувств героев.
Но преследуемые врагами, герои попадают в западню: сзади немцы с собаками, впереди – мрачное ущелье, «затуманенная бездна». Этот эпизод – кульминация всего произведения: жизнь против смерти, любовь против ненависти, сила духа против оружия. Выбора нет. В любом случае – смерть. И Иван совершает невозможное. Девушка чудом спасается, а Иван погибает. Однако чувство влюбленных оказывается сильнее смерти и вечной разлуки: оно живет в их общем сыне, в памяти Джулии о таких коротких, горьких и трудных, но одновременно «огромных, как вечность» днях «побега, любви и невообразимого счастья».

война

1. Адамович А. М. Блокадная книга : [16+] / Алесь Адамович, Даниил Гранин. - Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2017.

Подробнее>>

Идея народной книги на основе рассказов людей, переживших блокаду, принадлежит белорусскому писателю Алесю Адамовичу и написана совместно с Даниилом Граниным. Эта книга о героизме, но героизме «внутрисемейном, внутриквартирном», книга о пределах человека и его духовной силе, которая помогла многим людям пережить испытания голодом, холодом, обстрелами и в нечеловеческих условиях остаться людьми. Даниил Гранин назвал девятьсот дней блокады Ленинграда «эпопеей человеческих страданий».

Авторов интересует в первую очередь пережитое, ибо, говорят они, «надо прежде всего представить всю меру лишений, утрат, мучений, пережитых ленинградцами, только тогда можно оценить высоту и силу их подвига». Книга эта правдива, потому что строго документальна.

Книга разделена на две части – в первой – воспоминания блокадников, а вторая основана на дневниках трех человек, выбранных произвольно. Мы увидим блокаду глазами директора архива Академии наук Князева, мальчика Юры Рябинкина и матери двоих детей – Лидии Охапковой.

« Блокадная книга» заканчивается такими словами:
«…Мы завершили свою долгую работу со странным чувством, все с тем же неотступным вопросом: зачем, ради чего оживили мы этих давно ушедших людей, их давние муки и боль? Мы много раз отвечали себе на этот вопрос и до конца все же не знали ответа, но в одном мы утвердились: это надо было сделать. Все это было, и живущие люди должны об этом знать».

История из книги: Вспоминает Ирина Киреева: «Помню, привезли ребят-близнецов… Вот родители прислали им маленькую передачу: три печеньица и три конфетки. Сонечка и Сереженька – так звали этих ребятишек. Мальчик себе и ей дал по печенью, потом печенье поделили пополам. Остаются крошки, он отдает крошки сестричке. А сестричка бросает ему такую фразу: «Сереженька, мужчинам тяжело переносить войну, эти крошки съешь ты». Им было по три года».

война

2. Адамович А. М. Хатынская повесть : [16+] / Алесь Адамович. - Санкт-Петербург : Амфора, 2015. - 253, [2] с.
Подробнее>>

Подробнее>>

Из документов войны: «В Белоруссии уничтожено более 9200 деревень, более чем в 600 из них убиты или сожжены почти все жители, спаслись единицы».

«Хатынская повесть» рассказывает о героизме советского народа в борьбе с немецкими захватчиками и предателями Родины на территории Белоруссии. Это произведение было создано на основе документальных историй и рассказов очевидцев. Автор описал невиданные зверства фашистов, когда тысячи деревень сжигались вместе с жителями. По этой книге был снят художественный фильм «Иди и смотри».

Это повесть-напоминание, повесть-предупреждение, рассказывающая о силе человеческого духа и о том, что только не щадя своей жизни можно отстоять свободу и победить врага.

Алесь Адамович о той невыносимой, ничем не утоляемой боли, которую он стремился передать в «Хатынской повести» говорил так: «Когда писал «Хатынскую повесть» и привёл партизана Флеру Гайшуна на пепелище его хаты, деревни, где фашисты всех-всех сожгли, заставил его ощутить пронзившую до локтя, до плеча боль от случайного ожога – неосторожно раздавил горячую картофелину. Когда-то я сам, балуясь на поле, упал и рукой раздавил прямо из костра, из жара картофелину, а потом, как и мой Флера, хватался за всё, что могло остудить боль. Но что могло остудить Флерину боль, если перед глазами у него пожарище, где живьём сгорели мать, сестрички, все жители деревни. Более восьмидесяти трёх тысяч человек убито, сгорело в белорусских Хатынях».

война

3. Астафьев В. П. Пастух и пастушка : современная пастораль : [12+] / В. Астафьев ; художник Н. Алешина. - Москва : Либри пэр бамбини, 2019. - 142, [2] с.

Подробнее>>

Эта небольшая повесть навсегда осталась знаком военной прозы писателя-фронтовика Виктора Астафьева. «Современная пастораль» – такой жанровый подзаголовок дал автор своему произведению. И действительно, эта повесть необычна сочетанием гармонии и войны, любовь, существует на фоне ожесточенных, покрытых коркой сердец, под грохот смертоносной канонады. Астафьев показывает, что в сердце всегда найдется место для любви, самого прекрасного человеческого чувства. Читая произведение, с щемящей болью думаешь о людях, чьи судьбы искалечены войной, о молодых, так рано ушедших, о безмерном горе родителей, не дождавшихся своих детей, об одиночестве любящей души, оставленной доживать свой век на этой земле и лишь целовать холмик, где лежит он, единственный, лежит один посреди России.

«Больше других люблю “Пастуха и пастушку”», – говорил писатель в 1989 г. Четырнадцать лет он вынашивал эту повесть и уже изданную переписывал неоднократно: требовательное отношение к военной теме связано с ощущением ответственности, долга перед теми, кто не вернулся с войны

Писатель сталкивает сентиментальное мироощущение (пастух и пастушка, пастораль, чувствительность, единственная любовь) с грубым бытом войны. Ho в итоге не получается ожидаемого вывода – любовь побеждает смерть, ибо на жестокой войне любовь спасает далеко не каждого человека.

Цитаты из книги:

«На смерть, как на солнце, во все глаза не поглядишь… Страшнее привыкнуть к смерти, примириться с нею… Страшно, когда само слово «смерть» делается обиходным, как слова: есть, пить, спать, любить…»

«Вот что я вам посоветую: не отдаляйтесь от людей, принимайте мир таким, каков он есть, иначе вас раздавит одиночество».

«…неужели такое кровопролитие ничему не научит людей. Эта война должна быть последней! Пос-лед-ней! Или люди недостойны называться людьми! Недостойны жить на земле».

«Жажда жизни рождает неслыханную стойкость – человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все, тогда, значит, остался от человека мешок с костями».

война

4. Астафьев В. П. Прокляты и убиты : [роман] : [16+] / Виктор Астафьев. - Москва : Эксмо, 2015. - 733, [2] с.

Подробнее>>

Виктор Петрович Астафьев, выдающийся русский писатель, в 1942 году ушел добровольцем на фронт. Пережитое на войне, война, какой видел ее Виктор Астафьев на передовой, стали центральной темой творчества писателя. Роман «Прокляты и убиты» он наполнил невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. Именно этим романом Астафьев подвел итог своим размышлениям о войне как о «преступлении против разума».

Астафьев выразил в романе сомнение в триумфальном характере победы и был убеждён, что те многочисленные жертвы, которые понёс советский народ, были преступными просчётами советского командования.

Однако роман актуален и сегодня, когда вокруг продолжаются военные конфликты и гибнут люди, поэтому стоит прислушаться к словам автора, хотя он сам считал, что «всю правду о войне знает только Бог, и правда эта неподъёмна».

Роман «Прокляты и убиты» был задуман в трех книгах, в свое время опубликованы две. Предполагалось, что в третьей будет рассказано о сегодняшнем дне фронтовиков, но в последнее время писатель все чаще говорил о том, что силы на исходе и третья книга так и не была написана.

Главный сюжет первой книги романа – это «испытание молодых людей казармой». А название «Чертова яма» (1992) является не только метафорой, а самой реальностью.

Во второй книге романа под названием «Плацдарм» (1994) описывается сражение за один из двадцати семи плацдармов на правом берегу при форсировании Днепра осенью 1943 г. По убеждению писателя, это та же чертова яма, только вынесенная на линию фронта. Боеприпасов нет! Продуктов нет! То же равнодушное отношение к солдату, издевательства отцов-командиров, предпочитающих «руководить» операцией с безопасного левого берега реки.

война

5. Бакланов Г. Я. Навеки девятнадцатилетние : [роман, повесть] : [16+] / Григорий Бакланов. - Москва : Вече, 2018. - 349, [3] с.

Подробнее>>

Эта книга о тех, кто не вернулся с войны, о любви, о жизни, о юности, о бессмертии. Это рассказ о молодых лейтенантах на войне. Им приходилось отвечать и за себя, и за других без каких-либо скидок на возраст.

Попавшие на фронт прямо со школьной скамьи, они, как хорошо сказал однажды Александр Твардовский, «выше лейтенантов не поднимались и дальше командиров полка не ходили» и «видели пот и кровь войны на своей гимнастёрке». Ведь это они, девятнадцатилетние взводные, первыми поднимались в атаку, воодушевляя солдат, подменяли убитых пулемётчиков, организовывали круговую оборону.

Вот такого храброго верного чувству гражданского долга и офицерской чести лейтенанта, совсем ещё юношу, и представил нам писатель в образе Владимира Третьякова. Герой Г. Бакланова становится обобщённым образом целого поколения. Вот почему в заголовке повести стоит множественное число – девятнадцатилетние.

За повесть «Навеки – девятнадцатилетние» Г. Бакланову в 1982 г. была присуждена Государственная премия СССР.

«Навеки – девятнадцатилетние» – книга о бессмертии целого поколения. Бакланов говорил: «Это достойное поколение, гордое, с острым чувством долга. Почти все оно осталось на полях битв. Я думаю об этих юношах – святых, честных, самоотверженно исполнивших свой долг, я думаю о них с отеческим чувством, мне больно, что так рано оборвались их жизни. Не по возрасту тяжкая, страшная ответственность легла на их плечи».

Повесть реалистична. Автор изображает страшные картины боев, где гибнут ни в чем неповинные люди.

Из книги «Навеки девятнадцатилетние»:

«…Блестели на солнце лужи, и среди них по всему полю лежали убитые. В шинелях, впитавших в себя воду, в мокрых ватниках, окоченелые, лежали они там, где настигла их смерть. Пахотное поле у хутора Кравцы, на котором из года в год сеяли и убирали пшеницу и куда каждую осень выгоняли на стерню гусей, стало для них последним полем боя…».

«…Наверху все грохотало. Пока пробирался туда, повсюду в проходах толклось множество набежавшего откуда-то народа. И в траншее – толкотня, крики, испуганные лица. Визгнуло коротко. Разрыв. Разрыв. Танки! Ещё и голову не высунув из траншеи, понял: они. Бьют прямой наводкой: выстрел – разрыв. Опять визгнуло коротко, всех пригнуло в траншее. Осыпанный сверху, Третьяков выглянул из-за бруствера: танки. Низкие, длинноствольные, они появились из-за бугра, на котором вращались крылья мельницы. Два танка… Ещё за ними – один, два, три… У переднего пушка сверкнула огнём. Дало так, что звоном уши заложило…».

«…На поле лежала неокопавшаяся пехота. Танки шли, и перед ними, как ветром, снимало с земли людей. Они вскакивали по одному, бежали, пригибаясь, словно на четвереньках, разрывы сметали бегущих…».

«…С верхних нар Третьяков смотрел, смотрел на эту осеннюю красоту мира, которую мог бы уже не увидать. Ненамного хватило его на этот раз, на один бой и то не до конца. А на душе спокойно. Сколько же это надо народу, если война длится третий год и одному человеку в ней так мало отмерено?..»

война

6. Богомолов В. О. Иван. Зося : повести : [12+] / Владимир Богомолов ; художники О. Верейский и А. Веркау. - Москва : Детская литература, 2014. - 203, [3] с.

Подробнее>>

Страдания и боль двенадцатилетнего мальчика в жестоких испытаниях войны являются главной темой повести «Иван».

Детство Ивана закончилось в тот день, когда у него на глазах фашисты расстреляли мать и сестренку. Отец мальчика погиб на фронте. Оставшись сиротой, Иван уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком. Он ненавидит врага – тяжело, по-взрослому – и живёт по суровым законам настоящей, невыдуманной войны. И быть защитником Отечества – сознательный выбор Ивана. Он с риском для жизни добывает для командования бесценные сведения о противнике. Но война есть война…

В. Богомолов пишет эту повесть в 1957 году. С тех пор повесть выдержала более 200 публикаций, переведена более чем на сорок языков и послужила основой для создания А. Тарковским кинофильма «Иваново детство».

В 2003 году Владимир Богомолов был награждён дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу» за «гуманизацию жестокого военного ремесла».

О рассказе «Иван» Богомолов писал: «Главное для меня в «Иване» – это гражданственность, неприятие человеком (в данном случае двенадцатилетним мальчиком) зла и несправедливости, изображение ненависти к немецким захватчикам...
…Мальчик в «Иване» не объект жалости. Естественно сочувствие к обездоленному войной ребенку, но мужественные, суровые люди относятся к нему с любовью и нежностью не оттого, что он потерял мать, сестрёнку, отца, а потому, что, на каждом шагу рискуя жизнью, он умудряется делать больше, чем это удается взрослым разведчикам. В великом фронтовом братстве он и в свои двенадцать лет труженик, а не иждивенец».

Из рассказа «Иван»:

«… Берег песчаный, но в окопе по щиколотку жидкой грязи, верно, потому, что дно этой траншеи ниже уровня воды в реке.
Я знаю, что Холин – под настроение – любитель поговорить и побалагурить. Вот и теперь, достав пачку «Беломора», он угощает меня и бойцов папиросами и, прикуривая сам, весело замечает: – Ну и жизнь у вас! На войне, а вроде её и нет совсем. Тишь да гладь – божья благодать!..
– Курорт! – мрачно подтверждает пулемётчик Чупахин, долговязый, сутулый боец в ватных куртке и брюках. Стянув с головы каску, он надевает её на черенок лопаты и приподнимает над бруствером. Проходит несколько секунд – выстрелы доносятся с того берега, и пули тонко посвистывают над головой.
– Снайпер? – спрашивает Холин.
– Курорт, – угрюмо повторяет Чупахин. – Грязевые ванны под присмотром любящих родственников...».

война

7. Богомолов В. О. Момент истины (В августе сорок четвертого...) : [роман] : [16+] / Владимир Богомолов. - Москва : Вече, 2018. - 477, [3] с.

Подробнее>>

Действие романа происходит в августе 1944 года на недавно освобождённой советскими войсками территории Белоруссии. В прифронтовой полосе действует квалифицированная группа немецких агентов, которая добывает для немецкого командования ценную разведывательную информацию. Поиском этих агентов занимается одна из оперативно-розыскных групп Управления контрразведки СМЕРШ.

«Момент истины» – это не просто увлекательный детектив, а яркое, психологически глубокое произведение, написанное хорошим, добротным языком, с оригинальным построением и композицией.

В 2013 году роман, основанный на реальных событиях, был включён в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.

«Момент истины» – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе контрразведки во время Великой Отечественной войны. Это так и не так. Не так, потому что это роман не столько о контрразведке и розыскниках, сколько о человеческом разуме и человеческой душе. Впервые роман был опубликован в журнале «Новый мир» в 1974 году. С тех пор вышло более ста изданий на 37 языках.

Сегодня, когда роман Владимира Богомолова «Момент истины» издан миллионными тиражами, переведен на десятки языков, изучается в школе и стал, как теперь принято говорить, «культовым» произведением, трудно представить, что путь его к читателю был нелегким, а причины, по которым его «не пускали», непонятными и загадочными...

Роман состоит из трех частей и 99 глав: первая часть – «Группа капитана Алехина», вторая – «Чрезвычайный розыск», третья – «Момент истины». Название последней части совпадает с названием всего романа, что подчеркивает ее значимость, в подзаголовке произведения обозначено время событий – почти за год до окончания войны, когда деятельность диверсионных групп на территории Советского Союза была особенно активна и опасна. Главные герои романа противостоят не фашистским солдатам, а своим соотечественникам-предателям, оттого их деятельность так сложна и ответственна.

Герои Богомолова таскают в карманах удостоверения военной контрразведки СМЕРШ, просуществовавшей всего три года – с 1943-го по 1946-й. Но имя ее до сих пор будоражит умы – даже одним своим шипяще-шелестящим названием. С одной стороны – тысячи реальных немецких шпионов и диверсантов, с другой стороны – угрюмая судьба военнопленных и надзор за неблагонадежностью. Все сплавлено вместе – вот в чем момент истины.

Но главный «момент истины», главная тема – это как «жить не по лжи» – в честном и добросовестном исполнении профессионального долга

.

В книге есть детектив, есть множество историй, крохотных внутренних романов со своими героями, сотни деталей, пресловутые документы. То есть те самые шифрограммы и донесения, из-за которых Богомолова вызывали серьезные строгие люди в штатском и интересовались, откуда он их взял. И тот отвечал, что придумал эти справки и приказы от начала до конца.

Знаменитый роман очень интересно написан, он говорит разными голосами, время в нем убыстряется, раскручивается, а под конец летит камнем. Из четырехсот страниц четверть – рассказ о том, что проходит за полчаса на лесной поляне. Константин Симонов говорил, что «Момент истины» – роман не о контрразведке, а о советской государственной машине и типичных людях того времени.

война

8. Бондарев Ю. В. Батальоны просят огня : [повесть] : [16+] / Юрий Бондарев. - Москва : Вече, 2018. - 253, [3] с.

Подробнее>>

Холодная осень 1943 года. Непрекращающаяся битва за Днепр. Противоположная сторона реки давно и надежно занята немцами. Командование Красной Армии бросает на прорыв два батальона – это тактический маневр, призванный отвлечь внимание противника. Маневр очень опасный и рискованный, но необходимый. Боевым батальонам дан приказ держаться до последнего и ни в коем случае не отступать, поэтому огневая поддержка является их единственной надеждой на спасение… Батальоны просят огня, но остаются без поддержки…

Юрия Бондарева часто называют писателем военного поколения, писателем-фронтовиком: в августе далекого 1942 года он, восемнадцатилетний мальчишка, ушел добровольцем на фронт. От Волги и до границы Чехии, через Украину и Польшу пролегла его длинная военная дорога офицера-артиллериста, дорога тяжелых боев и радостных побед, дорога обретений и потерь, дорога длиною в жизнь. И поэтому тема войны стала главной в его творчестве.

У писателя обостренный интерес к этической проблематике, он стремится раскрыть нравственные истоки подвига, высветить хорошее и дурное в человеке. В своих произведениях Бондарев одним из первых соединил героическое с трагическим. Не батальные сцены, не беспощадно и точно выписанный фронтовой быт, но именно чувствование человека на войне, жизнь и смерть, поведение личности перед лицом смерти, психология офицера и солдата – вот что влекло художника и к чему он возвращается вновь и вновь. При этом в центре внимания не просто слагаемые характера, но сложная и нелегкая диалектика постепенного вызревания воина, качественные изменения его души.

В повести «Батальоны просят огня» Ю. Бондарев ставит проблему ответственности за человека. Основной конфликт связан с приказом командования нескольким батальонам форсировать на одном из участков Днепр. Но быстро изменившаяся обстановка внесла в замыслы командования коррективы. Приказ пришлось отменить. Только двум батальонам эта новость осталась неизвестной – они уже вступили в бой. Один из батальонов лишился обещанной огневой поддержки и по сути был обречен.

Главный конфликт повести – противоречие между судьбой конкретных людей на войне и судьбой стратегической операции – возникает между командиром батальона капитаном Ермаковым и полковником Иверзевым. Можно ли жертвовать жизнями отдельных людей ради общей цели? Можно ли оправдывать такую жертву?

В неожиданной корректировке приказов капитан Ермаков увидел слабость своих командиров, которые, решая стратегические задачи, позволили подставить под удар два батальона. Командование думало в целом о судьбе операции. Ермаков – о конкретных людях. В этом кроется одно из самых сложных противоречий войны.

Главный стержень повести – драма различных идейно-этических отношений.

Цитаты из книги:

«…Прежде был он убежден, что любое чувство можно подавить, но теперь он не мог этого сделать и не пытался. Память, не угасая даже в мгновения забытья, была его мукой и наказанием, а он знал, что шел назад, к Днепру, не ища дороги, сцепив зубы, будто что-то тупое и знобящее воткнулось ему в грудь. «Почему люди так боятся смерти? – думал он. – Ведь смерть – это пустота и одиночество. Вечное одиночество. Я последний из батальона… Я остался один. Так разве это не смерть? И зачем я еще живу, когда все погибли?..»

«Не столько из-за Верочки избил эту тыловую амебу, сколько из-за того, что на подхалимских докладах делал карьеру на войне, стервец! Есть на войне, Ермаков, одна вещь, которую не прощаю: на чужой крови, на святом, брат, местечко делать!»

«Что я стою? Почему я не подаю команду? – думал Кондратьев. – Есть ли оправдание тому, что люди гибнут сейчас, а я стою вот здесь, как последний подлец, и думаю о чистоте своей совести?»

«Батальон искал боя, а боя не было. И это было самое страшное, что могло быть на войне».

война

9. Бондарев Ю. В. Горячий снег : [роман] : [16+] / Юрий Бондарев. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 446, [2] с. - (Мы эхо Великой войны 1945-2015).

Подробнее>>

Роман «Горячий снег» основан на реальных исторических событиях декабря 1942 года и повествует о попытке немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала Манштейна прорвать блокаду окруженной под Сталинградом трехсоттысячной армии Паулюса. От сражения, описанного в произведении, зависел исход всей Сталинградской битвы.

«Горячий снег» – это недолгий марш армии генерала Бессонова и бой, так много решивший в судьбе страны. Это стылые морозные зори, два дня и две нескончаемые декабрьские ночи. Это один из обычных эпизодов великой войны, каких было тысячи и тысячи за долгих четыре года... Но именно в этом выборе заключается главная особенность творчества писателя: он в обычном умеет увидеть великое, в повседневном – героическое. Бондарев никогда не приукрашивает, не героизирует войну, он показывает ее именно такой, какой она и была на самом деле.

«Некоторые говорят, что моя последняя книга о войне, роман «Горячий снег» – оптимистическая трагедия. Возможно это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, не дожив, многого не узнав. Но они узнали самое главное, они прошли проверку на человечность через испытание огнем», – признавался Ю. Бондарев.

>Из истории создания

Вот что напишет в своих мемуарах Юрий Бондарев, сам в то время воевавший под Сталинградом в составе 2-й гвардейской армии и вставший со своей батареей на прямую наводку против армады танков Манштейна: «Фельдмаршал фон Манштейн получил приказ начать операцию деблокирования, прорыва с юга к окруженным войскам. Эта операция могло решить многое, но не все. Только теперь я понимаю, что весь исход битвы на Волге, вся Каннская операция трех наших фронтов, может быть даже сроки окончания всей войны как бы зависели от успеха или неуспеха начатого в декабре Манштейном деблокирования: танковые дивизии были тараном, нацеленным с юга на Сталинград. Об этом и рассказывает мой роман «Горячий снег».

Через много лет, находясь в Мюнхене, Юрий Бондарев, собиравший материал для романа, попытался встретиться с Манштейном, но 80-летний фашистский фельдмаршал, опасаясь вопросов о Сталинградской битве, не решился на встречу с русским писателем, сославшись на плохое самочувствие.

«В сущности, – вспоминал Юрий Бондарев, – я не очень хотел бы встречи с восьмидесятилетним гитлеровским фельдмаршалом, ибо испытывал к нему то, что и двадцать пять лет назад, когда стрелял по его танкам в незабытые дни 1942 года. Я понимал, почему этот «непобежденный на поле боя» не хотел встречаться с русским солдатом…»

Из истории названия

История возникновения названия «Горячий снег» трагична.

Самое загадочное из мира человеческих отношений в романе – это возникающая между Кузнецовым и Зоей любовь. Война, её жестокость и кровь, её сроки, опрокидывающие привычные представления о времени, – именно она способствовала столь стремительному развитию этой любви. Само это чувство складывалось в те короткие часы марша и сражения, когда нет времени для размышлений и анализа своих чувств. И начинается все это с тихой, непонятной ревности Кузнецова к отношениям между Зоей и Дроздовским. А вскоре – так мало времени проходит – Кузнецов уже горько оплакивает погибшую Зою, и именно из этих строчек взято название романа, когда Кузнецов вытирал мокрое от слез лицо, «снег на рукаве ватника был горячим от его слез».

Время действия романа ограничено всего несколькими днями, в течение которых герои Юрия Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков. Автор раскрывает героизм советских солдат, офицеров, генералов, психологию участников военных событий.

В романе выражено понимание смерти – как нарушения высшей справедливости и гармонии. Гибель героев накануне победы, преступная неизбежность смерти заключает в себе высокую трагедийность и вызывает протест против жестокости войны и развязавших её сил. Умирают герои «Горячего снега»: санинструктор батареи Зоя Елагина, застенчивый ездовой Сергуненков, член Военного совета Веснин, гибнет Касымов и многие другие… И во всех этих смертях виновата война.

война

10. Бояшов И. В. Танкист, или «Белый тигр» : [роман] : [16+] / Илья Бояшов. - Санкт-Петербург : Лимбус Пресс ; Москва : Издательство К. Тублина, 2008. - 221, [2] с.

Подробнее>>

1943 год, знаменитая Прохоровка. Поле, заставленное сотнями подбитых танков. В чреве одного из них находят обгоревшего до неузнаваемости человека. Надежды на выздоровление нет, но вопреки всем врачебным прогнозам он начинает поправляться. Выгоревшая дотла память Ивана Ивановича Найденова (он же Череп, он же Ванька-Смерть), оказавшегося сверхъестественно талантливым водителем, хранит только одну фразу: «Белый тигр». Неуязвимый немецкий танк, известный под этим именем – настоящее исчадье ада. Он уничтожает советские танки десятками, неожиданно возникая в самых разных местах, а затем так же неожиданно исчезая. Но теперь у «Белого тигра» появился достойный соперник, очень по-русски сочетающий гениальность с безумием, а крестьянскую жалость к танкам с ненавистью к врагу. За историей сумасшедшей дуэли, растянувшейся на два года и сотни километров Восточной Европы, скрывается метафора событий Великой войны…

Нельзя ставить «Танкиста» в один ряд с сугубо реалистическими произведениями авторов-фронтовиков. Этот роман – лишь дополнение к «золотому фонду» отечественной военной прозы, но дополнение немаловажное, в котором за условностью и фантасмагорией скрывается суровая правда Великой войны.

В 2012 г. режиссёром Кареном Шахназаровым по мотивам романа Ильи Бояшова снят фильм «Белый тигр».

Роман И. Бояшова – один из самых дискутируемых романов о Великой Отечественной войне. Автору хотелось написать о войне так, как о ней не писал еще никто.

И. Бояшов говорит: «Война открывает в человеке самые темные качества его природы, это тот ад, который вырывается время от времени». Написанное он сам определяет так: «Белый тигр» – это сказка, образ, символ войны… Это миф»

.

Эпиграфом к роману поставлена знаменитая цитата из «Мастера и Маргариты»: «Что делало бы твое добро, если бы не существовало зла». И книга Бояшова стала вариацией на классическую тему – вечное противостояние добра и зла, бесконечная «своя война», идущая в сердце каждого человека между добром и злом.

В романе показаны реальные исторические события. Главный герой «Белого Тигра» – герой вполне вселенского масштаба. Иван Иванович Найдёнов – Воин Света в мире, где бушует величайшая война, а его противник – воплощенное Зло в виде фантастического белого танка без опознавательных знаков.

В романе отразилось авторское увлечение военной техникой. В своём коротеньком произведении писатель рассказал, что собой представляли танки, как они воевали, чем друг от друга отличались, какие были в танковых войсках потери и так далее. Сам автор признается: «Так как я сочиняю миф, то машины у меня делаются живыми существами: они так же страдают, как и люди, так же боятся умереть. Более того, в последней великой войне человек уже сам стал придатком машин, слился с ними, как бы передавая им свою ярость и свою боль. Мне кажется, пришло время мифа о вой¬не, некоего метафизического повествования, подобного «Розе мира» Даниила Андреева».

война

11. Быков В. В. Альпийская баллада : [повести] : [12+] / Василь Быков. - Москва : Клевер-Медиа-Групп, 2015. - 317, [3] с. - (Лучшие книги о войне).

Подробнее>>

Советский военнопленный Иван Терешка и итальянка Джулия совершают побег из фашистского концлагеря и вместе спасаются от преследования. У них было три дня, три коротких дня, наполненных любовью и надеждой на спасение. Три почти мирных дня, вместивших в себя целую вечность и подаривших невообразимое счастье бежавшим из плена узникам – белорусу Ивану и итальянке Джулии. Иван погибает, а чудом выжившая Джулия навсегда сохраняет в сердце любовь к этому человеку.

Василь Быков по праву занимает место в первом ряду писателей фронтового поколения. Жесткость ситуаций, предельная правда в отображении психологии «человека на войне», точность в деталях – все это отличает прозу белорусского писателя-фронтовика.

Из рассказа Василя Быкова:

«Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах.
Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей.
Однажды мы заняли какой-то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка замерла на окраинной улочке. И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая, черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке, она перебирала взглядом лица бойцов в машине и отрицательно вертела головой.
– Кто есть Иван – спрашивала она.
Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она разыскивала.
Мы спросили, какого именно Ивана она разыскивает. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 44-го, во время бомбёжки военного завода она бежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, голодные и раздетые, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и снова бросили в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.
Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я написал всё то, что вы прочитали в “Альпийской балладе”».
Повесть автор называет балладой. Баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё-таки баллада альпийская: в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге побеждает всё: холод и голод, муки и страдания, войну и смерть
Любовный сюжет в «Альпийской балладе» обогатил повесть, и он неотделим от истории побега. Любовь в этой повести составляет её пафос, её очень важную мысль, и в литературе о войне немного найдёте страниц, в которых бы с такой силой рассказывалось о зарождении и развитии любви – самого высокого, чистого и естественного человеческого чувства – в самых нечеловеческих условиях.
На время читатель забывает о том, при каких обстоятельствах встретились и полюбили друг друга герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жестокой реальности. Вокруг них – сказочная красота: великолепие природы, луга альпийских маков, солнечный свет и тепло. Светлый пейзаж символизирует одухотворённость, чистоту и святость чувств героев.
Но преследуемые врагами, герои попадают в западню: сзади немцы с собаками, впереди – мрачное ущелье, «затуманенная бездна». Этот эпизод – кульминация всего произведения: жизнь против смерти, любовь против ненависти, сила духа против оружия. Выбора нет. В любом случае – смерть. И Иван совершает невозможное. Девушка чудом спасается, а Иван погибает. Однако чувство влюбленных оказывается сильнее смерти и вечной разлуки: оно живет в их общем сыне, в памяти Джулии о таких коротких, горьких и трудных, но одновременно «огромных, как вечность» днях «побега, любви и невообразимого счастья».

война

12. Быков В. Дожить до рассвета : [повести] : [16+] / Василь Быков. - Санкт-Петербург : Амфора, 2015. - 460, [3] с. - (Великая Победа).

Подробнее>>

Первая зима немецкого наступления. Советская армия сдает рубеж за рубежом. До Москвы осталось совсем немного. Лейтенант Ивановский с бойцами пробирается из вражеского окружения к линии фронта. По пути к его взводу присоединяется диверсионная группа капитана Волоха, владеющая ценной информацией: разведчики знают местонахождение немецкой базы боеприпасов. Объединив силы, защитники отечества решают уничтожить склад и тем самым задержать наступление врага на данном участке. Операция чрезвычайно рискованная, ведь советские солдаты находятся в глубоком немецком тылу и времени у них катастрофически мало: нужно успеть до рассвета. Проникновенная история рядового подвига, из множества которых сложилась великая победа.

война

13. Быков В. Обелиск : повести : [16+] / Василь Быков. - Москва : Вече, 2004. - 381, [3] с.

Подробнее>>

Безымянный герой повести приезжает на похороны скоропостижно и безвременно скончавшегося Павла Миклашевича, простого сельского учителя. Здесь он знакомится его бывшим начальником Ткачуком, старым партизаном, который рассказывает ему историю об учителе Морозе и его учениках, среди которых был и Миклашевич.

Это случилось в годы войны, когда Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Мороз пожертвовал жизнью ради своих учеников, но на обелиске нет его имени, хотя его постоянно кто-то дописывает.

Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей, подвиги которых несправедливо забыли.

война

14. Быков В. В. Сотников : повести : пер. с белорус. : [16+] / Василь Быков ; художник П. Пинкисевич. - Москва : Детская литература, 2016. - 269, [3] с. - (Школьная библиотека).

Подробнее>>

Потрясающая воображение в своей почти документальной простоте история двух попавших в плен партизан. Две судьбы, два человека представляются нам: один –Сотников – выдерживает испытания и гибнет, другой – Рыбак – покупает себе жизнь, становясь подлецом и предателем.

Это гениальное произведение о верности и предательстве, о способности обычного человека противопоставить жестоким и непреодолимым обстоятельствам силу духа, военная драма о людях, способных во имя долга бороться до самой смерти.

война

15. Васильев, Б. Л. А зори здесь тихие... : [повесть] : [16+] / Борис Васильев. - Москва : Эксмо, 2015. - 221, [2] с. - (День Победы. Классика военной литературы)

Подробнее>>

В прифронтовой полосе группа девушек-зенитчиц вынуждена вступить в неравный бой с вражескими десантниками. Эти девчонки мечтали о большой любви, нежности, семейном тепле, но на их долю выпала жестокая война, и они до конца выполнили свой воинский долг.

Это тонкое психологическое произведение, в котором мастерски показано, как любовь, красота и смерть не просто ходят рядом, а пересекаются друг с другом.

война

16. Васильев, Б. Л. В списках не значился : [повести : 16+] / Борис Васильев. - Москва : Вече, 2018. - 253, [3] с. - (Проза Великой Победы).

Подробнее>>

Действие романа разворачивается в самом начале Великой Отечественной войны в осажденной немецкими захватчиками Брестской крепости. Главный герой, лейтенант Николай Плужников, прибыл в крепость в ночь, отделившую мир от войны. На рассвете начался бой, который длился девять месяцев. Девять месяцев защищал Брестскую крепость русский солдат. Вышел наверх только 20 апреля 1942 года потому, что у него кончились патроны, и потому, что узнал: Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Своим мужеством, стойкостью Николай заставил восхищаться даже врагов и стал символом всех тех неизвестных солдат, которые боролись до конца и умирали, не рассчитывая на славу.

война

17. Васильев, Б. Л. Завтра была война : повесть : [для юношества] : [16+] / Борис Васильев ; [худож. А. Лебедева]. - Москва : Энас-книга, 2018. - 221, [3] с.

Подробнее>>

Действие повести происходит накануне войны. Она рассказывает об учениках 9-го «Б», их взрослении и становлении, дружбе и любви, первом серьезном нравственном выборе и противостоянии. Их молодости, которая категорична, безоглядна и стремительна. И очень коротка, потому что «завтра была война».

война

18. Веркин, Э. Н. Облачный полк : повесть : [для старшего школьного возраста] / Эдуард Веркин . - Москва : КомпасГид, 2012. - 290, [4] с.

Подробнее>>

«Облачный полк» очень современная, сегодняшняя, невероятно актуальная книга о войне и ее героях, книга о судьбах, о долге. Это история дружбы двух мальчишек-партизан и история о нашем времени, которое от описанных событий отделяет вот уже 75 лет. Но та Война, неоконченная, все еще рядом. Она жива в воспоминаниях, передающихся от дедов внукам. Она жива в каждом из воинов, занявших свое место в Облачном полку!

Повествование в книге начинается с описания дачного летнего дня, где глава большого и благополучного семейства, поддавшись настойчивым уговорам любопытного правнука, вспоминает войну – студёную зиму 1942 года и жизнь в партизанском отряде на Псковщине. Перед нами предстают герои – четырнадцатилетний Митяйка, постоянно голодный, вечно промерзший до костей, контуженный, и его отрядный ангел-хранитель Саныч, смелый, всезнающий и всего на несколько лет старше. В неспешную беседу с правнуком вплетаются воспоминания и внутренние монологи одного из главных героев.

война

19. Воробьев, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы : [для старшего школьного возраста] / Константин Воробьев ; [вступ. ст. В. Чалмаева] ; худож. А. Тамбовкин. - Москва : Детская литература, 2013. - 284, [3] с. - (Школьная библиотека).

Подробнее>>

Повесть «Убиты под Москвой» поражает воображение читателей жестокой «окопной» правдой, рассказывая о героизме и мужестве простых солдат и офицеров – вчерашних студентов и школьников. Она посвящена событиям первых месяцев войны и рассказывает о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. Здесь, под Москвой, время остановилось для них, а на руке убитого курсанта все тикали и тикали часы… Время идет, жизнь продолжается, и продолжается война, которая будет уносить все новые и новые жизни так же неотвратимо, как тикают эти часы.

война

20. Это мы, Господи! : повести и рассказы писателей-фронтовиков : [16+] / [сост. Т. В. Стрыгина] ; худож. Игорь Олейников. - Москва : Никея, 2015. - 585, [7] с.

Подробнее>>

Повесть «Это мы, Господи!» была написана в 1943 году, когда короткая передышка в партизанских боях позволила Константину Воробьеву рассказать о том, что случилось с ним в немецком плену. Повесть автобиографичная, наверное, поэтому настолько пугающе правдивая: лагеря военнопленных, нечеловеческое обращение фашистов с заключенными, обезумевшие, потерявшие человеческий облик люди, тщетные попытки побегов и последующие зверские пытки... Перед нами – судьба человека, одного из миллионов попавших в немецкий плен…


30 марта – 5 апреля
«Читаю книгу о войне»:ежедневный обзор книг на сайте

30 марта – 5 апреля
Областной конкурс «Юность читающая – 2020»:просмотр творческих работ на странице Вконтакте

31 марта
«Затейник». Цветы для весеннего настроения: видеоролик библиотеки на сайте и в Youtube

2 апреля
«Затейник». Декупаж пасхальных яиц.: видеоролик библиотеки на сайте и в Youtube

по 31 марта
Акция «Книги осужденному»

по 31 марта
«Свет православной веры»: книжная выставка православной литературы

по 3 апреля
«Водные артерии Земли»: медиапрезентация, книжная выставка к Всемирному дню воды

по 10 апреля
Областной конкурс «Юность читающая – 2020»

по 10 апреля
«Писатели – современники»: выставка-просмотр по творчеству писателей-юбиляров А.А. ГИВАРГИЗОВА, М.С. АРОМШТАМ, С.В. ВОСТОКОВА

по 10 апреля
«Сокровища книжных полок»: выставка электронных и аудиокниг

по 10 апреля
«Новинки книжной весны»: выставка новых поступлений

по 12 апреля
«Молодежь читает и советует»: книжная выставка для молодежного прочтения

Вся афиша
Развиваем Липецкую область вместе

Национальный проект




  • Экскурсия в профессию
  • Здоровый регион
  • Противодействие коррупции

Наши партнеры

  • garant48.ru
  • Консультант Плюс
  • Образовательный портал г. Липецк
  • Бесплатная видеоконференцсвязь
  • Союз Возрождения России Ассоциация Воркаута, Липецкая область г. Липецк