Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта

Готовимся к итоговому сочинению

«Человек и общество»

Для тем данного направления важен взгляд на человека как представителя общества. Мы рассматриваем проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их взаимодействия, сложного противостояния или даже непримиримого конфликта. Общество должно учитывать интересы каждого человека.
Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы формируют личность, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.
Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

Определение понятий в словарях:

Человек, -а, в знач. мн. употр. люди, -ей (человеки – устар. и шутл.; косвенный падеж человек, человеками и т. д. только в сочетании с количественными словами; звательный п. человече в обращении – устар. и шутл.), м.

1. Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. Ч. разумный (в зоологической систематике: вид в отряде приматов; спец.). Первобытный ч. (исторический предок современного человека). Биологическая природа человека. Духовный мир человека. Я ч„ и ничто человеческое мне не чуждо (афоризм). Ч. – это звучит гордо (афоризм). Рабочий ч. Ученый ч. Честный ч. Пять человек. Ч. с большой буквы (высоких моральных достоинств). Молодой ч. (о юноше, молодом мужчине, обычно в обращении). Будь человеком! (веди себя по-человечески, разг.). Вот ч.! (о том, кто вызывает удивление теми или иными своими качествами, поступками; разг.). Все мы люди, все человеки (никто не лишён человеческих слабостей; шутл.).

2. В России при крепостном праве: дворовый слуга, служитель, лакей, а позднее официант, слуга.

II умелый, человечек, -чка, м. (к 1 знач.)

II унич. человечишка, -и, м. (к 1 знач.).

II унич. человечишка, -и, м. (к 1 знач.).

Общество, -а, ср.

1. Совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Феодальное о. Капиталистическое о.

2. Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов. Дворянское о. Образованное о. Крестьянское о. (крестьянская община; устар.).

3. Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-н. цели. О. любителей книги. Всероссийское о. охраны природы. Спортивные общества.

4. Та или иная среда людей, компания. Попасть в дурное о. Душа общества.

5. В дворянской среде: узкий круг избранных людей. Принят в обществе. Бывать в обществе.

6. кого-чего. Совместное пребывание с кем-н. Чуждаться чьего-н. общества. В обществе старых друзей.

II прил. общественный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). О. строй. Общественные отношения. Общественные науки (науки об обществе, гуманитарные). Общественная жизнь. Общественное мнение.

Ожегов, С. И. Словарь русского языка : около 53000
слов / С. И. Ожегов ; под общ. ред. Л. И. Скворцов. –
24-е изд., испр. – М.: Оникс 21век : Мир и
Образование, 2004. – 1198 [2] с.

Синонимы к слову «человек»: личность, индивидуум, существо, лицо, субъект, персона.

Синонимы к слову «человек»: личность, индивидуум, существо, лицо, субъект, персона.

Список литературы

Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита : [роман] / М. Булгаков. – М.: Эксмо, 2011. – 446, [2] с.

Бунин, И. А. Чистый понедельник. Господин из Сан-Франциско : повести и рассказы : [для старшего школьного возраста] / И. А. Бунин ; [вступ. ст. К. Паустовского] ; худож. Л. Бирюков. – М.: Детская литература, 2012. – 379, [3] с.

Горький, М. На дне : [сборник] / М. Горький. – М.: Олма Медиа Групп, 2011. – 303, [1] с.

Грибоедов, А. С. Горе от ума : [сборник] : [16+] / А. Грибоедов. – М.: Эксмо, 2015. – 603, [2] с.

Достоевский, Ф. М. Белые ночи ; Бедные люди : [романы : для среднего школьного возраста] : [12+] / Ф. М. Достоевский ; худож. Наталья Буканова. – М.: Нигма, 2016. – 253, [3] с.

Некрасов, Н. А. Стихотворения ; Поэмы : [для среднего и старшего школьного возраста] / Н. Некрасов. – М.: АСТ : Астрель, 2011. – 251, [5] с.

Пушкин, А. С. Повести Белкина : [для среднего школьного возраста] : [12+] / А. С. Пушкин ; [худож. О. Ким]. – М.: Омега, 2016. – 96 с.

Салтыков-Щедрин, М. Е. Господа Головлевы ; Сказки / М. Салтыков-Щедрин. – Москва : АСТ, 2003. - 412 с.

Солженицын, А. И. Один день Ивана Денисовича : [сборник рассказов] / А. Солженицын. – М.: Эксмо, 2007. – 614, [2] с.

Шолохов, М. А. Тихий Дон : роман : в 4 т. / М. А. Шолохов. – М.: Дрофа. – 2007. – 348, [3] с.

Критическая литература

Болгаров, М. В. «Как не забыть, что каждый человек?..» по повести А. С. Пушкина «Гробовщик» / М. В. Болгаров // Литература в школе. – 2016. – № 12. С 16.

Короткова, М. С. Проблема преображения души человека в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди» / М. С. Короткова // Литература в школе. – 2009. – № 9. – С. 36.

Макарова, С. Н. Идеал человека в гражданской лирике Некрасова / С. Н. Макарова // Литература в школе. – 2010. – № 7. – С. 2.

Сарычев, В. А. «Личность в «мире бывания». Художественная концепция рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» / В. А. Сарычев // Литература в школе. – 2012. – № 7. – С. 17.

Севостьянова, Е. К. Традиции и новаторство в творчестве М. Горького. Что такое человек? (Полемика с русской классикой в пьесе «На дне») / Е. К. Севостьянова // Литература в школе. – 2009. – № 8. – С 29; № 9. – С. 27.

Хазанов, И. Я. – «Были… слова – совесть, отечество, человечество… А теперь потрудитесь-ка их поискать!..» « Господа Головлевы» М. Е Салтыкова-Щедрина / И. Я. Хазанов // Литература в школе. – 2008. – № 12. – С. 31.


по 22 июня
«Этих дней не смолкнет слава»: акция для детей и родителей

по 24 июня
«СТЕНА ПАМЯТИ»: патриотическая акция. Подробности на сайте

по 24 июня
«Иллюстрируем книгу о войне»: виртуальная выставка творческих работ молодежи

по 31 августа
Международный творческий конкурс «Хвала тебе, о книгочей!» на странице Вконтакте

1 июня
«В стране веселого детства»: видеопрезентация

1 июня
«Классная классика»: видеообзор детских книг

1 июня
«Затейник»: серия виртуальных мастер-классов для детей и родителей

1 июня
«Азбука безопасности»: видеоролики о правилах поведения

1 – 6 июня
«Летнее настроение»: выставка детского рисунка

1 – 7 июня
«Преданья старины глубокой»: к 200-летию поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1 июня
«Руслан и Людмила в детских иллюстрациях» от читателей и учащихся школы «Лингвист» в социальной сети ВКонтакте

2 июня
Мастер-класс «У Лукоморья дуб зелёный» на сайте библиотеки

3 – 6 июня
«Мы любим Пушкина творенья»: видеопрезентация от образцового объединения «Литературная гостиная "Парнас"» на странице Вконтакте

7 июня
Онлайн-викторина по поэме «Руслан и Людмила» на странице Вконтакте

2 – 16 июня
«Питаться здорово. Как?»: литературный гид по здоровому питанию

3 – 10 июня
«Русский язык: познавательно, интересно, увлекательно»: знакомство с электронными ресурсами ко Дню русского языка

4 – 5 июня
«Дыхание родной земли»: обзор книг к Всемирному дню охраны окружающей среды

5 – 17 июня
«Пока в России Пушкин длится…»: выставка одной книги к Пушкинскому дню России

Вся афиша
Развиваем Липецкую область вместе

Национальный проект




  • Экскурсия в профессию
  • Здоровый регион
  • Противодействие коррупции

Наши партнеры

  • garant48.ru
  • Консультант Плюс
  • Образовательный портал г. Липецк
  • Бесплатная видеоконференцсвязь
  • Союз Возрождения России Ассоциация Воркаута, Липецкая область г. Липецк